Тантра: семь основных путей |
Сергей Агапкин
“Изо всех путей путь Вед – наилучший, но путь вайшнавов
выше пути Вед. Путь шайвов лучше пути вайшнавов, дакшиначара – лучше пути
шайвов, вамачара лучше дакшиначары, а сиддхантачара превосходит вамачару.
Каулачара выше сиддхантачары. Каулы во всех тантрах воспеваются как пригодные
для всех тантрических практик.”
(Йони-тантра, 4.12-15) |
С точки зрения современного человека, занимающегося
йогой, тантра – в лучшем случае склад мантр, медитативных техник и ритуалов
непонятного назначения (а обычно – древнеиндийская книжка по сексопатологии).
В действительности же тантра – это древнейшая духовная традиция, накопившая
за время своего существования богатейший арсенал практических методов самореализации
человека. В ней традиционно различают семь основных путей (ачар). С одной
стороны, это система классификации различных духовных направлений и уровня
развития учеников, с другой – семь совершенно чётко очерченных и систематизированных
школ.
Информация об этих школах исключительно важна, т.к.
различные техники и ритуалы используются или не используются в различных
ачарах. И наоборот, один и тот же ритуал, используемый в разных ачарах
будет иметь совершенно разные формы и значения.
1. Ведачара. (Путь Вед) – состоит из ежедневной
практики ведических обрядов. Её последователи почитают многочисленных богов.
Практика в основном носит внешний и ритуальный характер, (рецитация Вед,
огненное жертвоприношение и т.д.). Медитативные практики отсутствуют или
находятся в зачаточном состоянии. Она также именуется “тропой действия”
(крийамарга).
2. Вайшнавачара. (Путь Вишну) – уже теплее.
С количеством богов уже разобрались, оставили одного, самого хорошего (обычно
Вишну – он добрый), с одной маленькой загвоздкой – у этого бога с десяток
различных воплощений (тоже хороших).Рама, Кришна, Нарайана – далеко не
полный список. Веры много, любви ещё больше, а вместо ума – большая куча
ограничений, высказанных когда-то одним, самым любимым. Основная практика
– поклонение, зачастую в свободной форме, избранной форме божества. Медитативные
практики иногда вылупляются. Она также называется “тропой преданности”
– бхактимарга.
3. Шайвачара. (Путь Шивы) – наконец-то вера и преданность
подкрепляются чем-то более значительным, а именно знанием. Практикующие
обретают решимость и также склонность к интенсивному тапасу (методу увеличения
внутреннего огня). Покровителем шайвачары является Шива. Большое значение
предаётся йогическим практикам и медитации, хотя всё ещё сохраняются ведические
ритуалы. Она также называется “тропой знания” – джнянамарга.
4. Дакшиначара. (Благоприятный путь), обычно
называемый тантрой правой руки. На первый план выходит почитание Шакти,
сознательной и активной силы, женской ипостаси Шивы. Шакти почитается в
духе объединения карма, бхакти- и джняна-йоги. Кроме того,
дакшиначара включает в себя элементы тантры левой руки: поклонение в ночное
время, использование в ритуалах вина и мяса, и т.д. Она также называется
“тропой единства” или “тропой возвращения к истоку” – нивриттимарга.
5. Вамачара. (Неблагоприятный путь), также именуемый
тантрой левой руки. Шакти так и остаётся объектом поклонения, но активно
используются сексуальные обряды и таинства (панчататтва, чакрапужда, бхайравичакра).
Правом на обучение в вамачаре обладают тщательно избираемые люди. Здесь
исключительно важное значение предаётся руководству со стороны гуру. Её
также называют “тропой любви и блаженства” – преманандамарга.
6. Сиддхантачара. (Путь сиддхов). Подразделяется
на две упа-ачары: йогачара и агхорачара, путь йога и путь бесстрашия соответственно.
Поклоняются Шиве в его ипостаси Махешвары, великого творца. На этом этапе
панчататтва в натуральном виде не практикуется. Сиддхантачара имеет огромнейший
арсенал йогических техник, в том числе и легендарную кайа-кальпу (технику
радикального продления жизни). Агхорачара, плюс ко всему, практикует малоизвестные
техники работы со смертью, как своей, так и чужой. Именно агхори в своё
время разработали ритуалы оживления мёртвых и медитации на кладбище.
7. Каулачара. (Путь семьи) – наименее известный
путь. Отношение к богам как к таковым панибратское (Шива, Шакти, я – дружная
семья). Не имеет своих ритуалов, но знает об истинном значении всех ритуалов
и практик. Никакой религиозной принадлежности, "по виду – шайвы, в собраниях
– вайшнавы, в сердце – шакты; под различными формами странствуют каулы
по земле". "Для него нет ни правил времени, ни места. На его действия не
влияют ни фаза луны, ни положение звёзд. Каул совершает земное странствие
в различных формах. Для него нет разницы между грязью и сандаловой пастой,
сыном и врагом, домом и кладбищем.” Он становится прижизненно освобождённым
(дживанмукти) и волен заниматься чем хочет, хотя обычно предпочитает “нести
культуру в массы”, делая это анонимно. Зная все ритуалы и их истинную сущность,
может находиться в любой ачаре, будучи незамеченным.
Тантра говорит, что необязательно проходить все
эти стадии в течение одной жизни. И если ты родился каулом, значит это
результат прежних заслуг. Следуя этой классификации, не составит труда
вычислить принадлежность той или иной школы к соответствующей ачаре (пути).